Горные лыжи в Тине и Валь д’Изере. Январь 2011г.


Здравствуйте Альпы!

В начале 2011 года (02.01 – 09.01) часть нашей компании покорила 
очередной  регион французских Альп - Эспас-Килли, состоящий из двух курортов Тинь и Валь д’Изер, соединенных наверху подъемниками, а внизу автомобильной дорогой. Регион был выбран по четырем критериям:

  1. Уровень трасс выше среднего. Этот регион с 30% трасс уровня выше среднего;
  2. Высокогорный регион для 100% гарантии снега в начале января. Зона катания в этом регионе была от 1550м. до 3488м.;
  3. Хотелось попробовать себя на Олимпийских трассах скоростного спуска, трассах ежегодных этапов кубка Мира;
  4. Разнообразное катание. В этом регионе протяженность трасс от 300км., что для 6-ти дневного катания более чем достаточно.
Местом дислокации был выбран курорт Тинь (Tignes) в районе Val Claret на высоте 2100м. С главной поляны Val Claret уходило 4 подъемника в разные зоны катания, один из них прямиком в Валь д’Изер. Поэтому считаю оптимальным выбор старта с Val Claret!




Про Резиденцию:

Остановились в одном из экономичных вариантов - в резиденции Res. ODALYS Le Rond Point des Pistes 3*. Преимуществом выбранной резиденции было ее расположение: она находилась на главной поляне в 50м. от ближайшего подъемника с возможностью ski-in (с гор спускались к дверям резиденции).


Еще один плюс - в 20м. от резиденции супермаркет Sherpa с полным ассортиментом еды, питья и прочее.  Из-за дешевизны население резиденции состояло из больших компаний шумной европейской молодежи, которая особо не задумывалась об отбое после 23:00, о чистоте коридоров, лифтов и т.д. Иногда попахивало травой вперемешку со жратвой. Если уронят кусок пиццы, он будет лежать до следующего вечера. Но несмотря на это, наверное из-за усталости, спали мы как "убитые" и в районе 09:15 без очередей были на подъемнике. Комната studio = 13 кв.м плюс балкон, душ, туалет.  На двоих для размещения вещей, ночевки, готовки завтраков и перекусов после катания нам было вполне достаточно. Даже для ужина на 4-х все было ОК. Подробнее про резиденцию можно посмотреть отдельный отзыв на Tophotel.

Погода:

На высоте 3000м. в Тине постоянно дул ветер, утром было холодно в районе -15, к 11:00 солнце начинало греть.


В Валь д’Изере было ветра меньше и теплее видимо из-за расположения гор.

Солнечная погода была практически все 6 дней. Внизу на высоте 2100м. градус прыгал от -15 до +1. Наверное до 02.01 давно не было свежего снега, что было заметно по частоте внетрассовой росписи гор.

На высоте ниже 2300м. во второй половине дня трассы были часто с ледянками, еще ниже был совсем Айс. Выхода было два: заточить канты в ski сервисе (12 евро и ты вооружен), сильнее давить на лыжу при кантовке и особо не разгоняться или кататься только наверху – трассы там широкие с постоянно мягким снегом (использовали оба варианта). Вообще точить канты в Альпах у нас вошло в традицию. 06.01, о чудо, пошел снег (шел всю ночь), и проблема на нижнем уровне трасс решилась. Все же я 100 раз прав, выбирая в начале января высокогорный курорт с каталкой от 1800м. Это же я советую делать и в конце марта. А февраль в Альпах всегда снежный и самый оптимальный по погодным условиям, но не по ценам.

 

А теперь о главном – о трассах (схема):

Для справки о регионе: высшая точка на высоте 3488м, нижняя на 1550м. Общая длинна трасс = 300км, зеленых трасс = 9%, синих = 54%, красных = 25%, черных 12%. Круглогодичная область катания на леднике Grande Motte. 9 лыжных стадионов, 2 стадиона с буграми для могула, 2 сноупарка и конечно знаменитая скоростная трасса Le Face Olympique de Bellevarde. Есть и специально нератраченные черные и красные трассы и, судя по частоте и кол-ву расписанных гор, с внетрассовым катанием все даже очень хорошо!

Наш режим спланировали строго спортивным. С 09:00 стартовали, в районе 12:00 «кофе брэйк», в районе 14:00 «перекус» и в 16:00 обратно. От полноценных обедов на горе отказались, ибо с полным животом каталка уже далеко не каталка….Одно расстроило, что время на фотосесcию из-за этих гонок выделили только в последний день. За 4 дня мы покатались практически по всем трассам региона, а два остальных отвели на особо понравившиеся.

Порадовала организация трасс: очень часто одна переходила в другую, и спуски суммарно получались далеко за 2000м. Но самым большим удивлением стало то, что маркировка трасс оказалась заниженной, а не завышенной, как обычно. Попадалось очень много синих трасс с элементами красных. Таких зеленых трасс я вообще нигде не встречал. Как правило, зеленая трасса = перекаты с совсем маленьким углом или просто выкаты вниз на "базу". Здесь же большинство зеленых можно смело красить в синий цвет, да еще и краcные полоски дорисовывать. Очень часто они становятся узкими с хорошим уклоном и крутым поворотом. Ряд синих трасс = красным (например трасса Piste L  синия = Piste M красной, я бы даже сказал, она сложнее из-за длинны, резких неожиданных уклонов и небольшой ширины). Или, например, синяя трасса «diebold», идущая параллельно со слаломной красной трассой «ОК», мало чем от нее отличается, разве что в самом начале. Начало синей трассы «Vallon» очень близко к черной. И такие примеры на каждом шагу. Мы подумали, что тем самым курорт стремится привлекать и начинающих горнолыжников.

Очень хорошо французы продумали маршруты трасс, организацию подъемников и бесплатных ski bus. В конце любой трассы либо подъемник, либо держалка за трос, который тебя избавит от заползания наверх "ёлочкой". Исключение - одна трасса «Santons»: как бы ты не разогнался, все равно обречен на 100метровый подъем в гору своими силами. Отмечу, что ради интересных кулуаров, ее стоит пройти. 

Ski bus экономил время: например, оказавшись в самой левой (по схеме) части Валь д’Изера в районе 15:30 (по верху уже никак до Тиня не добраться, так как в основном подъемники закрываются в 16:30), за 15 минут можно доехать до центра Валь д’Изера, подняться на подъемнике «Olympique», по трассам уйти к подъемнику «Borsat», а далее по трассе домой в Тинь.

В регионе две высшие точки: в Валь д’Изер это Du Montet = 3488м. и в Тине это Grande Motte =3456м. Если у Вас время только на посещение одной точки, то не раздумывая выбирайте Grande Motte в Тине, так как намного красивее (вид на две стороны, в Валь д’Изер только на одну, скала закрывает вид) и спуск будет интересней из-за широких красных трасс.


По моему мнению, отдельное внимание заслуживают трассы:

1. Черная трасса «Sache» (проходил 2 раза, один раз без остановки). Трасса с полным букетом сложностей: длинна 2500м., перепад высот 900м., резкие уклоны с поворотами, разная ширина, кулуар, бугры, а также небольшой пологий участок для отдыха.

2. Конечно же черная трасса Le Face Olympique de Bellevarde (проходил 3 раза, один раз без остановки) – место проведения этапа кубка Мира (перепад высот 972м., протяженность 2900м, средний уклон 35, максимальный 63 градуса). Для скорости трассу специально поливают водой.


3. Серьезная красная трасса «ОК» - на ней утром проходят тренировки олимпийского резерва.

4. Красные трассы на stade de slalom. Тоже утром проходят тренировки, но после обеда все открыто:


5. Запомнился ряд красных широких с хорошим уклоном: Cyclamen, merles, double M.

Ски-пасс на все это удовольствие (Тинь / Валь д’Изер) на 6 дней стоил 222 евро/чел.

Инфраструктура:

Тинь по архитектуре - смесь старого Альпийского стиля с новыми построенными 9-ти и 17-ти этажными зданиями.


Местные рассказывали, что старый Тинь снесли и перенесли в другое место из-за постройки плотины, а Валь д’Изер остался прежним с четко выраженной концепцией сочетания дерева и камня.
Вот эта плотина - виновник разрушения старого Тиня:

В Тине в 1992 году стартовали соревнования по скоростному спуску Зимней Олимпиады. Помимо этого ежегодно в ноябре здесь проводятся этапы Кубка Мира. Поэтому вся спортивная инфраструктура на высоте (спорткомплекс, оздоровительный центр, аквапарк, "умные" подъемники, каток, школы, гостиницы и т.д.).  Даже додумались сделать на улице лифты, так как Тинь рельефен и имеет 2 уровня. Подробнее описание региона можно почитать у нас на сайте

Что касается Apres-ski. Есть диско с живым исполнением на горе. В центре Тиня - бары, рестораны и ночной клуб. Бар "Грызли" уникален своим оформлением. Наши друзья бордеры назвали его баром музеем. По ночам по улицам бродит стадо розовых слонов и веселит народ, а днем они на горе в лыжах!


Так что, несмотря на спортивный уклон курорта, с весельем тоже все ОК. Отелей немного и  основным видом размещения являются апартаменты, много недорогих вариантов.

Шопинг:

Все как обычно на Альпийских курортах. Большой выбор горнолыжной экипировки, одежды по последней моде и скидки на «старое». Сувениров в Тине мало- всего два магазинчика. Наверное в Валь д’Изере всего побольше. Кстати доехать туда из Тиня (15 км.) можно на ski bus в определенные часы и только из района Le Lac (смотрите расписание, у нас не было времени, да особо и желания путешествовать после каталки).

Еда, питье:

Кратко по деньгам расход был такой (на человека): завтрак 5 евро (покупали все в магазине и готовили дома), Закуски на горе 20 евро (пара горячего шоколада или горячего вина или капучино; сэндвич или хот-дог или вафля или тарелка супа). Ужин - 35 евро (горячее с гарниром вино или пиво)

Вина местные Савойские от 3 евро. Местная гордость – настойка 40% Genepy (цветок похожий на нашу мимозу). Обязательно ее попробуйте! Курорт весь в Бельгийском пиве – Leffe, Hoegaarden, "Крик", "Квак" – безупречно вкусном! Пробовали интересный вид блинов с разнообразными начинками из утки, морепродуктов, сморчков и т.д. Порции от 12 евро, подают в ресторане "La Krepouz". Это дело нам понравилось, побывали там дважды.


Классически Фуагра: (19 евро - три куска), утка, раклеты и фондю от 14 евро/чел.  На горе для себя открыли новое блюдо – вафли в шоколаде. Ох, вкусно! Местечко на горе «TOVIERE 2704м.» . Вообще было замечено, что по сравнению с прошлыми годами французкие порции заметно увеличились и стали приближаться к австрийским размерам (взгляните на тарелки).

Школы:

В нашей группе была девушка с начальным уровнем катания (ранее 3 дня с инструктором «каталась» в Шамони, 10 занятий в Москве на тренажерах и чуть-чуть в Волене). Каждый день, как часы, несмотря на мороз и ветер, она целеустремленно поднималась раньше всех и в 09:00 уже была в горнолыжной школе E.S.F. Причем до обеда брала уроки в группе от 4-х человек (около 11евро/час), а после - индивидуального инструктора (около 50евро/час). Групповые занятия, как оказалось, выброс денег, так как довольно часто группа состояла из 8-ми человек и более с разным уровнем катания. Естественно инструктор не мог каждому уделить достаточно внимания и просто превращался в гида по трассам. А вот индивидуалка принесла свои плоды. Смело заявлю, что к концу поездки она поехала. Если учесть сложность трасс, то ей можно поставить оценку "5" .  Основное время тренировок проходит в зеленой зоне (некий  лягушатник) на границе Тиня с Валь д’Изером. Вот наш Герой! Начинающие - берите  пример:



Основное время тренировок проходит в зеленой зоне (некий  лягушатник) на границе Тиня с Валь д’Изером. Обучения в школах проводят с 3-х летнего возраста. Рядом с Club Med (на главной поляне в Тине) есть детский сад для совсем малюток (от 18 месяцев), которые наверное только ходить научились. Помимо простого присмотра  их активно пытаются ставить и на лыжи.


Резюме:

Если сравнивать с Шамони и со всем регионом "Три Долины",  то Тинь с Валь д’Изером для нас оказался самым сложным регионом катания по маркированным трассам во французких Альпах. Рекомендуем для среднего и высокого уровня горнолыжников и сноубордеров. Курорт недорогой, молодежный, современный по организации подъемников и трасс. Его высота гарантирует 100%  снега в начале январе во всех зонах катания 300км. трасс . От этой поездки мы остались СУПЕР удовлетворенными и надолго заряженными Альпийским позитивом:




 

Одна тайна Тиня на Grande Motte =3456м. так и осталась не разгадана. Зачем ратраки это делают, а может вовсе и не ратраки...?:-)